0 0

Малое и среднее хлебопечение на рынке Российской Федерации

Оборудование для пекарни и мини пекарни, кондитерское оборудование, цены, готовые решения, готовые комплекты

Малое и среднее хлебопечение на рынке Российской Федерации

Сегодня хлебопекарная отрасль российской экономики находится в стадии структурной перестройки и поиска новой модели развития. Эта модель должна отражать специфику экономико-инвестиционного климата в стране и максимально обеспечить потребности населения и качественной и разнообразной хлебобулочной продукции.

Рынок хлебных изделий включает в себя производство, обращение и распределение продукции. В организационном отношении он является сордной структурой, в состав которой входят производители сырья, оборудования и конечной продукции, предприятия сферы обслуживания: транспорт, хранилища, торговля.

По оценке Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), произведенной с учетом итогов и выборочного исследования Росстата по бюджетам домашних хозяйств, а также объемов розничной торговли, рынок хлебопекарной продукции в России по итогам 2017 г. достиг 11,3 млн.т, а продажа хлеба и булочных изделий в 2017 году выросла на 4,3 %, и составила 715,1 млрд руб. Среднестатистический житель России съедает в год около 117 кг хлебных изделий.

За последние годы сложилась устойчивая тенденция на рынке Российской Федерации – доля микро-, малых и средних предприятий растет, а индустриальных падает, как в натуральном выражении, так и в денежном. В стране действует свыше 690 крупных хлебозаводов, 4,8 тыс. средних по мощности предприятий и более 7000 малых и микропекарен.

Можно сделать вывод о том, что идет переформатирование рынка хлебопечения в сторону средних, малых и микропекарен. В среднем по РФ 94% субъектов хлебопечения (в количественном соотношении) принадлежат к малому и среднему бизнесу. Важнейшим показателем уровня конкуренции является количество субъектов хлебопечения на 10 тыс. населения. В РФ он находится на уровне единицы, в Европе он равен 3-4.

Увеличение числа хлебопекарных бизнесов создаст конкурентный рынок, что дает потребителю более высокие показатели территориально-экономической доступности хлеба для населения. Данный показатель является одним из основных критериев продовольственной безопасности страны. Развитие малого и среднего бизнеса России, имеющего значительные преимущества в связи с его непосредственным контактом с конечным потребителем, является стратегическим направлением развития сегмента хлебопечения. Малые производства, расположенные в непосредственной близости от потребителя, приобретают неоспоримое конкурентное преимущество на локальных рынках, дополняя, а иногда и заменяя продукцию индустриальных производств.

Основной проблемой, стоящей перед хлебопекарными предприятиями любой мощности, является низкая рентабельность производства. За истекшие с 2000 г. 17 лет рентабельность производства снизилась с 8,54 % до 2,61 % в 2017 г.

Анализируя цену изделия, следует подчеркнуть, что затраты производителя в стоимости изделия составляют 62%, свыше 40% из которых составляет стоимость сырья и материалов, а торговая наценка достигает 35%. Следовательно, валовая прибыль предприятия находится на уровне 3%.

Важной задачей, которую решает современное хлебопечение, является наращивание производства функциональных (обогащенных) и специализированных видов продукции. Важность роста производства функционального и специализированного хлеба определяется положениями «Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период лр 2020 года» (утверждены распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 №1873-р) и «Концепцией обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем развития функционального и специализированного хлебопечения в Российской Федерации до 2020 года – Хлеб = это здоровье» (утверждена постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.06.2013 № 31), предусматривающей «увеличение доли производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, включая массовые сорта хлебобулочных изделий, до 40-50 % общего объема производства».

Интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства в хлебопекарной отрасли создает продуктивную конкурентную среду, от которой выигрывают потребители, производители, а также муниципальные образования в целом, получая дополнительные доходы и обеспечивая занятость местного населения.

Основные задачи, стоящие перед хлебопекарной отраслью, в решении которых ведущая роль принадлежит малому и среднему предпринимательству, формируются следующим:

1.      Увеличение доли функциональной и специализированной хлебопекарной продукции с 2,92% до 8% от общего объема выпуска хлеба и хлебобулочных изделий.

2.      Создание конкурентной среды и увеличение субъектов хлебопечения на 10 тыс. населения до показателя «2».

3.      Создание условий для экономической и территориальной доступности злебопекарной продукции для населения.

4.      Обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.

5.      Разработка нормативного документа «Концепция развития хлебопечения в Российской Федерации до 2024 г.».

6.      Подготовка РОСПиК совместно с региональными органами исполнительной власти субъектов РФ региональной программы «Развития конкуренции на рынке хлебопечения на 2018-2024 гг. в сфере малого и среднего предпринимательства».

7.      Инициация РОСПиК совместно с региональными органами власти РФ и общественными организациями, создания региональных объединений пекарей и кондитеров.

В начале июля 2018 г. Президент России В.В. Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента по вопросам развития зернового комплекса и хлебопекарной промышленности. РОСПиК считает это важным событием – призывом к системной работе в области хлебопечения.

Журнал «Кондитерское и хлебопекарное производство» №7-8/2018